Виброметрирование дизельного двигателя с использованием метода главных компонент
Кирюхин С. Н., к.т.н., доцент (каф. № 67, ВИТУ)
Шиманская А. О., к.т.н., доцент (каф. № 67, ВИТУ)
Миронов В. Д., руководитель проекта (
В военном
Накоплен богатый экспериментальный материал. Одно из направлений этих исследований, связано с организацией специальных («замкнутых») циклов работы ДВС. Как показывают многочисленные результаты, именно виброакустические характеристики (из всех возможных косвенных) наиболее ярко отражают специфику реализуемых внутри цилиндров процессов. Иногда, вибрация — как источник измерительной информации, является единственно доступным (особенно для малоразмерных ДВС) параметром, по которому возможно восстановление целого ряда эксплуатационных характеристик. Но чаще всего вибрация используется как источник диагностической информации для оценки технического состояния деталей и узлов двигателя. Многочисленные ранние и современные публикации, а также монографии [1, 2, 3, 4], большое количество новых средств измерения и специального программного обеспечения свидетельствуют о не прекращающемся интересе к вибрации, методам ее измерения и обработки.
Модель формирования вибросигнала
Физической основой формирования вибрации деталей двигателя является возникновение низкочастотных вынужденных колебаний (как проявление упругой деформации) под действием изменяющегося давления и температуры рабочего тела в цилиндре двигателя в результате сгорания цикловой порции топлива. Это в свою очередь определяет действующие динамические нагрузки на детали двигателя и вызывает их упругую деформацию [2].
На характер протекания процесса сгорания влияет физико — химические свойства рабочей смеси, которые определяются составом и параметрами состояния воздуха на впуске двигателя [3]. Это было установлено как при
- наличие высокого результирующего экзотермического эффекта химических реакций;
- зависимость скорости указанных реакций от температуры.
Все основные реакции, определяющие химическую сторону процесса сгорания, описываются формулой Аррениуса, поэтому суммарная скорость химической реакции Wx, процесса сгорания∗ может быть представлена выражением с использованием констант:
где Ко — предэкспоненциальный множитель; ст, с0 — концентрации
Если обозначить через Ео начальную и Ек конечную энергии молекулы, то ход химической реакции от Ео к Ек возможен, когда молекула имеет энергию, большую Еа. Если Ео>Ек то в результате реакции выделяется теплота Q.
Известно, что любая реакция может идти в обоих направлениях. На рис. 2 для обратной реакции Еа(обр) — энергия активации, а ΔQ — эндотермический эффект. При осуществлении химической реакции концентрации
Поскольку Еа(пр) отличается, от Еа(обр) то с изменением температуры скорости прямой и обратной реакций изменяются в различной степени, а следовательно, изменяются и равновесные концентрации. Однако время достижения нового равновесия зависит в значительной степени от общего уровня температуры. В области высоких температур при изменении Т новое равновесие достигается быстро, а при низких Т может быть вообще не достигну то. Учитывается не только скорость изменения Т, но и скорость химической реакции.
Обычно для сравнения скоростей разнородных процессов используется понятие характерного времени процесса, которое обратно пропорционально его скорости.
Рис. 2. Энергия активации Еа и тепловой эффект ΔQ прямой и обратной реакции. |
Рис. 3. Изменение относительно концентрации топлива, относительной температуры и скорости химической реакции в ходе выгорания ограниченного количества смеси. |
Если характерное время уменьшения температуры значительно меньше характерного времени химической реакции (быстрое охлаждение), то получаемые концентрации продуктов реакции будут больше равновесных. Химическая реакция происходит в ограниченном реакционном объеме (в камере сгорания), при этом в случае сгорания существует связь (подобие) между расходованием исходных компонентов и ростом температуры. Наиболее просто она выражается в виде зависимости концентрации одного из компонентов (стехиометрически связанного с концентрацией другого), например топлива ст и температуры от любого из параметров, характеризующих ход химической реакции, например той же температуры (рис. 3). Здесь (
При таком характере изменения ст(со) и Т скорость химической реакции достигает максимального значения не при максимальной температуре, а при температуре Т=Tад-RT2ад/Еа. При этом изменение скорости химиче ской реакции определяться в области от То до ТW ростом температуры (
Если в среде, где происходит сгорание, коэффициенты переноса массы и теплоты близки друг к другу, что характеризуется критерием Льюиса Le=D/a≈1 (D — коэффициент диффузии, а — коэффициент температуропроводности), то подобие между концентрацией и температурой имеет место при пространственном сгорании. Таким образом, в зонах камеры сгорания, где достигается максимальная температура, концентрации исходных компонентов минимальны, и наоборот.
Процесс сгорания обладает характерной особенностью — он является самоподдерживающимся. Перемещение в пространстве зоны горения происходит по нескольким
- передача теплоты из зоны горения в зону свежей смеси (тепловой
ме-ханизм ); - диффузия активных продуктов (радикалов) из зоны горения в зону
све-жей смеси; - перенос энергии в ударной волне с амплитудой, превышающей
крити-ческое значение, достаточное для нагрева смеси до значений,обеспе-чивающих самоподдержание процесса (детонация). Скоростьраспро-странения детонационной волны равна скорости звука за фронтомвол-ны в данной среде; - индукционный режим распространения сгорания, который
наблюдает-ся только как перемещение зоны горения, в то время как его механизм заключается в последовательном воспламенении областей горючей смеси, имеющих различные значения периода индукции (или периода задержки воспламенения). Видимая скорость распространения пламени по такому механизму может изменяться от 0 до ∞. Такой механизм имеет место в процессе охвата пламенем топливной струи в дизеле.
В дизелях характер пространственного распределения компонентов химической реакции в объеме является неравномерным, вплоть до разделения в пространстве (гетерогенная система). Характерным проявлением развития сгорания во времени является разделение компонентов (топлива и окислителя) в пространстве фронтом горения и диффузия в эту зону компонентов с обеих сторон фронта. В этом случае скорость сгорания, выраженная
Выделяющаяся теплота, как известно [2], возбуждает колебания упругой среды. При распространении фронта пламени с любой скоростью впереди него всегда возникают волны сжатия: безударные (акустические) при малых скоростях фронта пламени (uпл < с) и ударные — при больших скоростях (uпл > с). Выделение большого количества теплоты за короткий промежуток времени при самовоспламенении приводит к возникновению ударной волны. В ряде работ [1, 3] сделан теоретический анализ возникновения и
Возникновение и распространение пламени, а также картина ударных волн в цилиндре дизеля носят сложный характер, не поддающийся точному описанию. Качественное описание поведения ударной волны можно сделать с помощью уравнений газовой динамики, которые устанавливают зависимость перепада давлений в волне от скоростей движения среды u0 и ударной волны d.
Так, для ударной волны
где k — показатель адиабаты; с — скорость звука в невозмущенной волной среде.
Если позади ударной волны существует фронт пламени и в результате горения смеси происходит теплоподвод, то перепад давления в волне определяется уравнением
В свою очередь,
где q — параметр, характеризующий интенсивность теплоподвода в волне;
р2 — давление за фронтом ударной волны;
р1 — давление за фронтом пламени.
Из этих уравнений следует, что скорость волны тем больше, чем больше величина q. Очевидно, что в этом случае будет увеличиваться р2/р1, т. е. ударное воздействие волны на стенку будет более значительным. Отождествляя параметр q c величиной qcz, можно сделать вывод о том, что вибрация в результате развития ударных волн будет более интенсивной и при более высо? ких скоростях выделения теплоты. Приведенные уравнения написаны на ос? нове работ В. К. Трошина, рассмотревшего так называемый двойной разрыв (ударная волна и фронт пламени — границы разрывов), который лучше под? ходит для описания развития ударной волны в двигателе, чем одинарный разрыв, описанный в других работах.
Известно, что если движущаяся по газу ударная волна встречается с преградой (стенкой), то при отражении амплитуда волны увеличивается более чем в два раза: лишь при акустической безударной волне этот рост точно равен двум. Возникшее при отражении волны повышение давления будет дей? ствовать на стенку в течение времени от момента отражения до прихода к стенке фронта пламени, т. е. стенка за этот промежуток времени испытывает
С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя процесс выделения теплоты во времени будет более интенсивным, более интенсивными будут и скорости движения воздуха. Эти два фактора действуют противоположно друг другу: один — интенсифицирует перепад давлений в волне, другой — снижает. Экспериментально установлено, что прирост скорости ударной волны d происходит пропорционально частоте вращения в первой степени, а скорости воздушного заряда — во второй. Отсюда следует, что действие второго фактора с увеличением частоты вращения должно проявляться сильнее.
В результате можно сделать вывод о том, что интенсивность ударной волны решающим образом зависит от скорости выделения теплоты в двигателе. Скорость распространения ударной волны, как было указано выше, больше местной скорости звука. Экспериментально установлено [9], что
где b = 1,05 ... 1,15; D — диаметр цилиндра; с — скорость звука.
Газодинамические процессы на такте рабочего хода порождают
Анализ возмущающих факторов позволяет представить колебания
x(t) = s(t)+ξ(t),
где s(t) — составляющая вынужденных колебаний (полезный сигнал);
ξ(t) — широкополосная составляющая собственных колебаний (помехи). Существует устойчивая зависимость между уровнем регистрируемой вибрации и амплитудой колебания давления газа. Максимальная интенсивность виброакустических процессов, как правило, наблюдается в частотном диапазоне f=2...6 кГц на такте рабочего хода [9]. Экспериментально доказано, что именно на этой фазе рабочего цикла двигателя вибросигнал обладает наибольшей информативностью. Однако мощные вибропомехи, создаваемые при работе деталей цилиндропоршневой группы (перекладка поршня, работа ГРМ и т. п.), а также традиционные методы обработки вибросигнала [2] не позволяют получать точную информацию о внутрицилинровых процессах.
Метод обработки вибросигнала
Из представленной выше модели формирования вибросигнала следует, что для повышения отношения сигнал/помеха необходимо максимально локализовать и выделить составляющую s(t). Выбор эффективного метода селекции составляющей из сложного, с большим количеством случайных составляющих, сигнала является ключевым моментом в решении этой
Упругие колебания стяжной шпильки и давление газа в цилиндре двигателя, зарегистрированные вибросигнал содержащий широкополосную случайную составляющую при использовании метода главных компонент рассматривается как временной ряд, имеющий p случайных переменных X1,..., Хр с многомерным, необязательно нормальным, совместным распределением, вектором средних μp×1=(μ1, ..., μp) и ковариационной матрицей Σp×p=(σij). Целью обработки этого временного ряда является выделение таких
требуется определить взаимосвязь между переменными X1,..., Хр. Эта связь определяет структуру зависимости и может быть измерена ковариациями, или дисперсиями и корреляциями между X1,..., Хр. В некоторых случаях можно найти линейные комбинации Y1, ..., Yq переменных X1,..., Хр (q
1,..., Хр. Такое сжатое описание структуры зависимости передает почти всю информацию, содержащуюся в самих переменных и позволяет выделить только те зависимости, которые необходимы для последующего анализа.
Суть метода состоит в том, что ищутся такие линейные комбинации исходных переменных
что
Приведенные выражения показывают, что переменные Y1..., Υp не коррелированны и упорядочены по возрастанию дисперсии. Общая дисперсия после преобразования остается без изменений. В этом случае подмножество первых q переменных Υi объясняет большую часть общей дисперсии и, таким образом, получается сжатое описание структуры зависимости исходных переменных. Метод главных компонент состоит в определении коэффициентов αщj, i, j = 1, ..., р. Совместное распределение исходных перемен? ных не обязательно может быть многомерным нормальным. Однако такое предположение удобно, поскольку линейные комбинации нормально распре? деленных величин тоже имеют нормальное распределение и, следовательно, полностью определяются параметрами μ и Σ. Тогда можно предположить что μ = (0, ..., 0) и структура зависимости, задаваемая матрицей Σ, будет полно
Экспериментальная проверка эффективности метода обработки вибросигнала
Для проверки эффективности метода обработки вибросигнала, на экспериментальных установках устанавливались датчики, регистрирующие как вибрацию стяжной шпильки блока цилиндров, так и датчики внутрицилинрового давления (
Для снижения погрешности измерений
Иногда, учитывая, что все происходящие в цилиндре процессы согласуются с уг? лом поворота коленчатого вала, при виброметрировании, использовались определенные участки временных реализаций x(t) вибросиг? нала с предварительной селекцией по цен? тральному частотному диапазону, соответст? вующему колебаниям давления газов. В этом случае частотная селекция осуществлялась узкополосным фильтром в диапазоне частот от 2 до 5 кГц (в соответствии с рекоменда? циями [2]). Для генерации синхроимпульса (отметка ВМТ) использовался индуктивный датчик, установленный над зубчатым венцом маховика (рис. 5).
В экспериментах использовалась как оте? чественная так и импортная виброакустическая измерительно — регистрирующая аппаратура (рис. 6 аппаратура фирмы SVANTEK).
Испытания проводились во всем диапазоне нагрузок при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Рис. 6. Регистратор параметров вибрации SVAN 912 AE.С целью учета систематической и случай? ной погрешностей измерений, в соответствии с ГОСТ
Проверка выполнялась с соблюдением условий воспроизводимости и независимости результатов экспериментов, при проведении повторных экспериментов с использованием критерия Фишера (F), уровень значимости которого принимался равным 0,05 (5%). Полученные на всех исследуемых режимах виброграммы (рис. 7) и индикаторные диаграммы (рис. 8), подвергались обработке описанным выше методом.
Рис. 7. Экспериментальная виброграмма. Рис. 8. Экспериментальная индикаторная диаграмма.Результаты обработки этих данных для различных режимов работы двигателя представлены на рис. 9.
Из представленного графического материала следует выделить два последних, относящихся к 2005 году, рисунка. На них представлены (зеленым цветом) обработанные, с использованием упомянутого метода, виброграммы колебаний стяжной шпильки головки блока цилиндров двигателя 4Ч8,5/11 при работе на искусственной газовой смеси. Обработка производилась
Таким образом, проведенные исследования подтвердили эффективность метода выделения полезного сигнала из сложного со случайной составляющей, а разработанные алгоритмы и программное обеспечение рекомендуется для внедрения в практику эксплуатации оборудования.
Литература
- Физические основы процесса горения Тодес О. М.. — Л.: ЛВВИСУ, 1977. — 54 с.
- Диагностирование дизелей / Никитин Е. А., Станиславский Л. В.,
Ула-новский Э. А. и др. — М.: Машиностроение, 1987. — 224 с.: ил. - Математическая теория горения и взрыва / Зельдович Я. Б., Баренблатт Г. И., Либрович В. Б. и др. — М.: Наука, 1980. — 478 с.
- ДВС: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Орлин А. С., Круглов М. Г.
4-е изд., — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.: ил. - ГОСТ
20911—89 . Техническая диагностика. Термины и определения. -М.:Изд-во стандартов, 1990. — 13 с. - ГОСТ
8.401—80 . Классы точности средств измерений. Общиетребова-ния . Взамен ГОСТ13600—68 . Срок введения в действие с 01.07.81. — М.:Изд-во стандартов, 1984. — 12 с. - К вопросу диагностирования ДЭУ СЦ по характеристикам
тепловы-деления . Агафонов А. Н., Кирюхин С. Н. Автономные дизельныеэнергетиче-ские установки — основа энергоснабжениявоенно-строительных комплексов: Тез. докл. научн.-техн. семин. 1996 г. —Санкт-Петербург , 1996. Вып. 2. — С.42—44 . - Математическая модель дизельного двигателя. Кирюхин С. Н.,
Ши-манская А. О. Научные проблемы специальныхвоенно-строительных ифор-тификационных комплексов, обустройства войск и управленияпроизводст-венной деятельностью строительных предприятий МО РФ: Статья. Сборник научных трудовНИГ-1 ВИТУ. 2006 г. —Санкт-Петербург , 2006. Вып. 5. — С.543—552 . - Анализ, основные принципы диагностирования и особенности
авто-матического управления дизельных энергетических установок специальных циклов. Анализ и исследование возможных способов утилизации теплоты и продуктовхимико-технологических процессов ДЭУ СЦ: Отчет по НИР («Ак-самит -71», III этап х/д №222-К -93/94)/ ВИСИ, 1996. — 71 с. Инв. № 549337.
© 2007— ООО «МВГ»
|
Телефоны: |
Эл. почта: |
Адрес: 193231, Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков, д. 5, корп. 1, оф. 147 |